На мой взгляд, сейчас все больше и больше появляется потребность кому-либо что-то доказывать. Причём, это проявляется у достаточно разных людей при очень разных обстоятельствах. Различные социальные институты, общественные группы, политические партии предлагают массу площадок для дискуссий, где культивируется стремление к правоте и к докательству того, что ты прав. Очередь, общественный транспорт, стена в социальной сети — всё это поле битв правды с невежеством. Бороться за правое дело очень почетно. И общество предоставляет большое количество вариантов для того чтобы быть правым. Правота оказывается очень важной составляющей многих общественных процессов. Можно даже сказать, что правота стала неотъемлемой частью социального статуса. Как ты можешь что-то из себя представлять, если ты не прав?! Правота стала некой заменой счастья. От эпизода к эпизоду многим кажется, что правоту можно достигнуть гораздо проще, чем счастье. Если ты прав, то к этой мысли можно возвращаться снова и снова и наслаждаться ей. Счастье же совсем мимолётно и часто с трудом уловимо. При этом, в собственную правоту можно верить бесконечно долго. А для того чтобы быть счастливым одной веры не достаточно. Нужны и реализация потребностей, и психологическая стабильность, и много чего ещё. И в разное время набор необходимых для счастья вещей и условий может быть очень разным. Для правоты же, похоже, гораздо проще определить универсальный рецепт. В большинстве случаев нужно просто следовать идеям большинства, и этого будет вполне достаточно, чтобы получить поддержку других. Быть правым — это прежде всего и чаще всего просто соглашаться с мнением окружающих. Убедить себя в собственной правоте часто гораздо проще, чем убедить себя в собственном счастье. Так происходит ещё и потому, что жить без счастья существенно легче, чем жить в состоянии, когда ты неправ. Хороший человек он потому и хорош, что находится на стороне правды и далёк от лжи. И очень тяжело жить, когда ты плохой. Поэтому мозг более всего изворотлив именно в собственном оправдании. Когда ты неправ, общество отвергает тебя. Но что это значит быть неправым? Для того, чтобы правота существовала, нужно деление мира на правильное и неправильное. Иными словами, мир должен быть упрощён. Должен быть чётко сводим к этим двум категориям. В современных условиях, когда информации становится все больше и больше, когда уже совсем не понятно: каким образом такие объемы данных можно обработать и проанализировать, общество отстаивает всё, что связано с простотой. Простота и даже примитивизация — это те вещи, которые противопоставляются усложнениям. «Будь проще», — это клише, которое позволяет верить в то, что обратка объемов информации это не такая уж и проблема. Мы либо упростим мир, и всё вокруг станет проще. Либо упростимся до такой степени, что обработка информации нас перестанет интересовать. И какой из двух исходов не произойдёт, проблема решится.
Так в чем же разница между быть неправильным и быть неправым? Я размышляю над этим снова и снова, и не вижу разницы между этими двумя понятиями. Я полагаю, что правда перестала быть критерием истинности, а стала мерой лояльности человека к обществу. Либо человек разделяет правду, которую декларирует социум, т.е. следует установленным правилам, либо он конфронтирует с правдой, тем самым становясь неправильным, нелояльным. Социум говорит: следовать правде, значит быть справедливым. А справедливость — это понятие о должном, установка о правильности, фиксация того, как всё должно быть. Какая у кого социальная роль, какое наказание должно следовать за каким преступлением, какое признание должно быть дано за какие заслуги, и какая награда — за какой труд. И логично, что в разных обществах и в разных культурах — разные справедливости. И к своей справедливости мы психологически привыкаем так же, как мы привыкаем к своей культуре. Общество охраняет свою справедливость, потому что она — мера общественных процессов и основа основ. Войны ведутся за справедливость. И говорят, что если бы справедливости не было, то не было бы и войн. Ничто не будоражит нас так, как нарушение справедливости.
Но если сделать шаг от социальной психологии в сторону психологии индивидуальной или даже семейной, то можно сказать, что в межличностных отношениях практически постоянно нужно делать выбор: ты хочешь быть правым или счастливым. Счастье часто требует компромисса. А правота зачастую компромисса не терпит. И правда — это скорее нечто принципиальное, нежели гибкое. И на мой взгляд, счастье это всегда больше про свободу, чем правота. Нужно много внимания к словам и поступкам, иначе можно от правды отойти, можно начать противоречить себе прошлому и тогда… Когда все ходы записаны, когда вокруг век огромных серверов и продвинутых технологий, любое неосторожное слово может легко стать ложью. Ведь ты же говорил совсем другое ещё короткое время назад. Ведь ты же думал совсем иначе, общался с другими людьми. Какая из версий тебя есть правда? Вот ты только что был совсем другим. Но общество словно само снова и снова предлагает быть кем-то ещё. Постоянно появляются новые идея, другие профессии, а старые становятся все менее актуальными. Гонка продолжается. Мало быть просто профессиональном в одной области. Общество потребления требует постоянно быть кем-то еще. Уже мало быть собой. Нужно быть собой-изо-всех-сил. И только такой образ может быть правдой. Потому что только такой образ приемлем. Ложь перестала быть намеренным искажением реальности. А все что не есть правда превратилось в ложь. И произошло это в силу того, что мир меняется очень быстро. И стало очень непросто исказить реальность, потому что пока кто-то размышлял над искажениями, она уже стала совершенно другой. А когда всё быстро меняется это тревожно. Эволюция человека не так быстра, как изменения мира, который создал сам человек. Мы не приспособлены к такой гонке. Мы не успеваем. Не успеваем подумать. Поспать. Поговорить без какой-то конкретной цели. Погоревать о близком. Помолчать ни о чем. Поэтому нужны и цель, и целеустремленность, и психологическая устойчивость. Мир нужно как-то структурировать. Так давайте отбросим всё лишнее. И поймём что важно, а что — совсем нет. Что стоит нашего внимания, а что ни к чему не приводит.. И теперь чтобы жить в этом мире, чтобы быть адаптивным к нему, нужно многое не замечать. Иначе очень тревожно. А чтобы снизить тревогу нужна опора. И правда становится или даже стала той опорой, с помощью которой можно удержать в своём сознании быстро меняющийся мир. Поэтому так важно быть правым. И так непросто сомневаться в собственной правоте. А когда у кого-то рядом другое мнение, можно начать сомневаться в том, что думаешь ты. А это очень тревожно. И тогда носитель иного взгляда на мир словно начинает нападать. И это опасно. И это страшно. И это недопустимо. Гуманность говорит о том, что людей нельзя убивать, но их можно сделать другими. Я докажу тебе что ты неправ, т.е. я хочу чтобы ты был другим. Поменяй свои мысли и психологию. И только попробуй думать иначе. И против тебя будут идеология, машина пропаганды и мнения экспертов. Против тебя будет направлен гнев соседей и общественное порицание. Тебя будут ждать психологическое давление и одиночество. Пока ты думаешь иначе, ты раскачиваешь представление о том, что есть правда, и как должен быть устроен этот мир. Мир потребления. Мир достижений. Мир правильных иллюзий. И мы тебя убедим в своей правоте. Ты все поймёшь, иными словами начнёшь думать так же, как все. Но тот кого убедили в чем-либо в какой-то степени перестаёт быть свободным. Когда тебе доказали что-то — это про свободный выбор, которым ты воспользовался, чтобы поменять своё мнение, или это сигнал о том, что ты присоединяешься к остальным?
Но кому-то гораздо проще принять чужое мнение, чем измениться. А кому-то проще — наоборот. По крайней мере, так говорят. Но в любом случае, принять чужое мнение и озвучить чужое мнение — это разные вещи. И не так просто быть не таким, как все. И вот и ходят люди с чужим мнением, которое называют правдой. И ждут подтверждения своей правоты от друзей и близких. Приходят к психотерапевту чтобы услышать: конечно, ты прав. Потому что мы всегда сомневаемся в том, что нам навязали. Всегда не очень верим в то, к чему мы не самостоятельно пришли. Поэтому и воюем, агрессивно отстаивая своё мнение, потому что на самом деле оно не является нашим.
Комментарии Facebook