Художественная литература и психология

Мне всегда нравились литературные тексты с лирическим внутренним содержанием и пронзительным психологизмом. Неоднозначные трактовки событий и противоречивые герои, которых невозможно понять полностью, но которым легко сопереживать, потому что вызывают они интерес. Ведь практически нереально понять, как они поступят завтра или даже вот прямо сейчас. Но когда герои совершают свой выбор, становится ясно, что они никак не могли поступить иначе. Потому что их вела по тексту художественная, авторская, а самое главное — психологическая логика как их внутреннего мира, так и самой композиционной структуры художественного произведения.

Меня впечатляет, когда события внешнего мира соотносятся с происходящим во внутреннем космосе персонажей. Когда внутреннее радио вещает на языке, на котором внешние события говорят. И если вокруг происходит что-то тревожное, то внутренний голос начинает говорить немного быстрее. Местами становится невнятным. Сбивчивым. Но потом в любом случае ещё ускоряется. А потом ещё и ещё. Слова становятся всё короче, а размышления всё стремительней и обрывистей. И даже природа вокруг героя может со скоростью стука колёс сократиться до однообразия полосы отчуждения. И поезд устремляется куда-то в одинокую, бессмысленную, брошенную на произвол судьбы даль. И в процессе чтения кажется, что вот прямо сейчас должна заиграть какая-то оратория Баха. Глубокая и многогранная. Но вместо этого слышен собирающий в единое целое куски реальности голос проводника: «Так вы будете чай или нет”?

Мне нравится, когда герои меняются. Когда осмысляют происходящее. Когда попадают в растерянность. Когда становятся увереннее или совсем наоборот. Когда живут объёмной, не просто объяснимой жизнью. Меня впечатляет когда внутренняя психологическая динамика персонажей захватывает читателя не меньше, чем неожиданные развороты сюжета. И если что-то происходит в мире внешнем, то и во внутреннем что-то непременно должно произойти. Пусть даже стук поезда. Пусть даже голос проводника. Пусть даже оратория Баха. Особенно если это внутренний мир персонажа, которого зовут Иоганн Себастьян Бах.

Я стараюсь создавать тексты так, чтобы они нравились мне. Поэтому я пишу рассказы, в которых живёт море. В которых буйство литературных метафор, аллегорий и аллюзий. Где тают, как снег, слова, произнесённые на ветру. Но при этом так же, как неповторимые снежные хлопья сохраняются в памяти. И спонтанные слова собираются в неслучайные фразы, которые непременно бы потерялись, если бы не оказались в этих лирических текстах. Тут все смыслы превращаются в витиеватые лексические формы. И придавая особую соль повествованию, звучит особым образом тишина, на вкус похожая на морскую воду, штильно замершую после прошедшего шторма.

Герои, придуманные и продуманные с любовью, чаще поселяются в ярких многогранных наполненных глубоким содержанием произведениях. Поэтому в моих рассказах я стараюсь дать возможность персонажам легко и самостоятельно следовать своей литературной судьбе. Ведь когда любишь кого-то, то во многом помогаешь его свободе. И я стремлюсь дать им столько свободы, сколько может осилить их внутренний психологический мир. Но повествование и художественные события должны идти своим чередом. Развиваться по своим законам. Поэтому свободы у литературных героев может становиться чуточку больше или наоборот несколько меньше, и тогда им приходится по ходу текста меняться. Но настоящая литература — это когда в процессе развития повествования меняются не только герои, но и сам автор.

И герои думают о чём-то. Волнуются. Живут. Надеются. Ожидают лучшего будущего. И мне нравится наблюдать и чувствовать, что из этого получается. Как личностно растут литературные персонажи. И я расстраиваюсь, когда не все у них получается хорошо. И впечатляюсь, и радуюсь, когда многое им удаётся. И мне нравится быть сопричастным их жизненности. И я переживаю за них.

И мои переживания иногда превращаются в стихи, потому что всё жизненное рождает во мне эмоциональный отклик. И мои эмоции усиливаются, когда душевные трепетные слова находятся на нужных местах. И я стараюсь сделать всё для того, чтобы так было во всех моих текстах. Чтобы они были наполнены смыслом, и формы, которые они принимают, были созвучны их содержанию.

И в процессе осознаваний и творчества, чтения книг, посещения картинных галерей и театров, а также кинопросмотров, я собираю различные идеи и размышления, после чего создаю заметки, которые помещаю в рубрику #мыслиневслух. Ведь должны же идеи время от времени принимать литературную, а иногда даже лирическую, форму. Тут живут взгляды на мир художественного и психологические рецензии на фильмы, которые мне показались интересными. Здесь же находится литературная критика и впечатления от произведений искусства. В этом разделе можно найти наброски, из которых потом может получиться что-то более объёмное. Что-то необычное и даже чем-то запоминающееся.

А еще я коллекционирую интересные истории. И в этот раздел включены случаи из жизни разных людей. Иногда сюда попадают описания событий, произошедших со мной непосредственно. Но с кем бы ни происходили эти эпизоды, они в большинстве случаев совсем не похожи друг на друга. И как бы там ни было время от времени в этом разделе появляется что-то смешное. Но это происходит далеко не всегда. Однако, в любом случае все эти истории искренни и во многом непосредственны.

А в рубрике #попыткипонять всегда есть какой-то актуальный вопрос. Например, почему какие-то вещи происходили или происходят так, а не иначе?! От чего исторические личности, стали такими историческими?! Тут же можно встретить концепции, объясняющие популярность тех или иных художественных произведений и литературных персонажей. Заметность или забвение научных теорий. Здесь же приведены психологические портреты известных личностей. И разнообразный анализ прошлого и будущего с точки зрения искусства и культурологии.

Мне нравится художественная литература, потому что это одно из самых точных отражений процессов, происходящих в психологическом мире человека. И, наверное, поэтому то, чем я занимаюсь как профессиональный психолог, я называю художественной психологией. Ведь те образы, которые рождаются во мне, появляются и при создании текстов, когда никого вокруг нет. И в моменты, когда провожу психологическое консультирование. И когда читаю лекции. И когда занимаюсь научными исследованиями. И во многие другие моменты, когда есть возможность решать творческие задачи. Видеть и анализировать происходящее с разных сторон.

Поделиться в соцсетях